В арсенале строительных бригад и производственных мастерских сегодня находится не только традиционный электро-, но и пневмоинструмент. Хотя последнему отдается предпочтение реже, возможности его на самом деле шире, а в мощности и производительности он не уступает, а иногда и превосходит свои электрические аналоги. Некоторые виды пневмоинструмента являются и вовсе незаменимыми, например, краскопульт или шиномонтажное оборудование.

Сжатый воздух, приводящий в движение различные механизмы, производит компрессор, который в свою очередь потребляет электроэнергию или работает от двигателей внутреннего сгорания. Таким образом, сказать, что сам сжатый воздух является всего лишь формой энергетического потенциала, так сказать средством передачи энергии. И в этом немало плюсов. Один из них – высокая безопасность работы с пневматическим инструментом, – вас никогда не ударит током, поскольку его просто там нет. Это дает возможность выполнять работы во влажных или запыленных помещениях, либо во время дождя и снега, – достаточно чтобы защищен был только компрессор ВР 8/2.5.

В этой статье речь пойдет в основном о компрессорах – средствах производства сжатого воздуха. На современном рынке выбор компрессоров достаточно велик. Они могут отличаться размерами, производительностью, временем непрерывной работы, рабочим давлением и т.д. Для некоторых видов пневмоинструмента сжатый воздух необходимо обогатить масляным туманом – имеется и такое оборудование.

После того, как воздух очистится и приобретет нужные параметры в компрессоре, он по пневмопроводам поступает к точкам потребления – инструментам и различному пневмооборудованию. Для разных задач могут понадобиться компрессоры с различными техническими характеристиками. В деле выбора компрессора достаточно много специфики, о которой лучше знать с самого начала.

Разновидности компрессоров

Компрессор Все воздушные компрессоры делятся по типу устройства на поршневые и роторные.

Поршневые компрессоры более распространены. Принцип их работы похож на принцип поршневого двигателя внутреннего сгорания, только если убрать оттуда фазу зажигания и инвертировать процесс газораспределения. Проще говоря, в компрессорах поршни сжимают воздух и через клапаны нагнетают его в ресивер. А вот в движение поршневую компрессорную группу приводит электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания. При всей ее простоте данная конструкция не лишена недостатков. Это и износ трущихся деталей, и относительно малая производительность, высокий уровень шума. Этому противопоставлена невысокая цена поршневых компрессоров, ремонтопригодность и простота обслуживания.

Широкое применение поршневые компрессоры находят в обеспечении сжатым воздухом пескоструйного оборудования, пневмоинструментов, а также воздушных насосов. Ресурс их во многом зависит от качества исполнения блока и поршневой группы и колеблется от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч моточасов.

Еще одна разновидность компрессоров – винтовые, которые нагнетают воздух с помощью двух винтов специальной формы. У винтовых компрессоров отсутствуют клапаны, поэтому у них ниже уровень шума, чем у поршневых. Отсутствует также и сильное трение, что уменьшает энергозатраты.

Существуют несколько вариантов привода винтов. Синхронный привод наиболее популярен – винты расположены таким образом, чтобы при вращении между ними присутствовал минимальный зазор. Такие компрессоры имеют высокие показатели давления, которые поршневые модели могут обеспечить только при двухступенчатом цикле сжатия воздуха.

К достоинствам винтовых компрессоров, в первую очередь, относится высокий моторесурс до ста тыс. моточасов и возможность работать без технических перерывов, поскольку они почти не греются. Винтовые компрессоры лучше поршневых по всем показателям, однако, они дороже и не могут быть отремонтированы вне сервисного центра.