Двигатель LDW 702 MЭто первая из ряда статей, рассматривающих все аспекты модельного топлива. Автор — Дон Никс, президент фирмы GBG Industries, Inc, изготовляющей модельное топливо POWERMASTER. Читатели могут обратиться непосредственно к Дону по электронной почте — flyerdon@aol.com.

Факт (A) — весьма вероятно, что никакой другой аспект моделирования не провоцирует такое число мифов, неправильных представлений, недоразумений, ошибок, или так много диковинной кретиничности, как модельное топливо — один из абсолютно необходимых нам обязательных компонентов для двигателей.

Факт (B) — Аспектом, который чаще других вызывает большинство вопросов и, без сомнения, наиболее неправильные ответы, является продолжающийся бардак в вопросе о количестве масла, требуемом в модельном топливе.

Миф: Модельное калильное топливо должно содержать ХХ% масла, чтобы работать правильно, хорошо выполнять свои функции и защищать двигатель от износа.

Факт: нет никакого такого установленного числа…по крайней мере, единого.

Почему нет? Подумайте: для того, чтобы это было так, все масла, используемые в модельном топливе, должны иметь идентичные характеристики по всем параметрам. Кто-нибудь верит, что это правда? Я сомневаюсь. Смазки, составленные для полноразмерных двигателей — автомобильных, малой техники или самолетов — вообще редко являются подходящими для использования в модельных двигателях (по многим причинам), хотя среди них и существует множество основных смазок, которые доступны для нашего узкоспециализированного использования. Однако чтобы большинство из них можно было использовать, они должны быть немного (или, наоборот, сильно) изменены при помощи различных добавок и модификаторов.

В то время как модельные масла Klotz , возможно, наиболее известны среднему пользователю, и, безусловно, весьма хороши, они ни в коем случае не единственные смазки, доступные для составления модельных топливных смесей. Они лишь одни из числа используемых. Каждое масло имеет собственную «индивидуальность» — собственный набор технических спецификаций и характеристик. Необходимо отметить, что мы говорим о так называемом «синтетическом» масле, обычно используемом в современном модельном топливе. Касторка (касторовое масло) — избранное масло, и в течение многих лет оно было единственно возможным для модельных двигателей — это общеизвестный факт. Для хорошего качества топлива, в котором как смазка используется только касторка, мы могли бы рекомендовать Вам определенный процент содержания масла, по крайней мере, для различных групп и типов двигателей.

На сегодняшний день весьма немного сортов модельного топлива, предназначенного для R/C использования, содержит только касторку. Для целей этого обсуждения, в дальнейшем мы будем рассматривать топлива, содержащие только синтетическое масло или его смесь с касторкой.

Давайте представим следующую ситуацию. Предположим, в какой-то момент Вашей жизни Вы обеспокоились вопросом о том, как прожить долгую жизнь и быть здоровым. Обеспокоились до такой степени, что решили посоветоваться с доктором как этого достичь. Когда Вы доходите до питания, Вы говорите: «Хорошо, скажите мне, доктор: если я хочу быть здоровым и сильным в 90 лет, как я должен питаться?». Добрый доктор отвечает: «Мой мальчик, если ты будешь есть два фунта еды в день, ты будешь в порядке!»

Я предполагаю Ваш ответ. Он был бы похож на этот: «Хорошо. Но какой пищи, док? В конце концов, нет двух одинаковых видов пищи. Два фунта салата или два фунта свиных отбивных?» Если он ответил: «Не имеет значения. Если Вы будете есть все время по два фунта еды в день, Вы, вероятно, переживете Ваших детей», я ставлю на то, что Вы убежите, а не уйдете из офиса этого шарлатана!

Почему же тогда мы слепо следуем за чьими-то Высокими Словами, когда они говорят (как будто цитируя, выгравированное на каменных табличках): «Вы не должны использовать топливо, которое не содержит XX% масла». Я не вижу в этом абсолютно никакого смысла, и я думаю, что Вы тоже, если Вы только просто задумаетесь над этим. Все пищевые продукты различны, так же, как и масла. Если это правда, почему в инструкции к моему двигателю указывают определенный процент масла? Просто — чтобы защитить себя.

Все производители двигателей «погорели» (фигурально и буквально) в последние годы благодаря топливу «низкой цены», содержащему или низкосортное масло, или недостаточное количество масла. Каждый из тех, с кем я говорил, признает (не для печати), что в топливе, если масло хорошее, вовсе не требуется того количество масла, что указано в инструкции к мотору. Но производители говорят, что они не могут контролировать качество топлива, а поэтому — они будут и дальше рекомендовать высокий процент содержания масла, в надежде, что этого количества даже плохого масла будет достаточно. Это — неправильно. Так почему неверное содержание масла — самое меньшее 20% или больше в топливе — не волнует их? Много причин, одна лучше другой. Например:

1. Слишком много масла — больше чем необходимо — делает работу двигателя действительно паршивой. Подумайте сами: метанол горит; масло — нет — или, по крайней мере, не должно. (Некоторые масла горят, но об этом поговорим в другой части.) Здравый смысл говорит нам, что, чем меньше количество масла (негорючего), которое мы можем безбоязненно использовать (не менее необходимого, конечно), тем больше количество метанола (горючего), мы будет иметь в камере сгорания. Больше количество горючих компонентов = больше мощности. Один известный автор журнала, с опытом эксплуатации двигателей более 50 лет, сообщает мне, что, по его опыту, уменьшение содержания масла на 1% в модельном топливе дает тот же эффект, что и добавление 1% нитрометана. А это значительно дешевле!

2. Следуя той же самой логике: чем меньшее количество масла мы используем (не менее необходимого, конечно), тем меньше масла попадает на свечу. Мы можем достичь более низких и более устойчивых оборотов холостого хода.

3. После нитрометана, масло — наиболее дорогой компонент модельного топлива. Производитель, не используя ненужное количество масла (если только он не хочет выполнить указ некоего Большого Гуру), может снизить стоимость топлива, что вызовет радость на лицах всех моделистов. Помните, что даже дополнительные 25 центов в стоимости производства приводят к разнице в цене в доллар — или к большей — на розничном уровне.

Так какое же количество масла является правильным? Это зависит от того, какие масла, в какой комбинации и с какими добавками применяются. Это зависит от того, где используется мотор, будь то спортивные самолеты или гоночные, вертолеты, корабли или автомобили. Это зависит от объема двигателя, поскольку при увеличении объема двигателя ему требуется прогрессивно меньшее количество масла. (Почему? Простая математика. Площадь поверхности камеры сгорания увеличивается приблизительно вполовину увеличения хода поршня). Большинство моделистов знает, что большие T.O.C. и гоночные двигатели используют топливо с количеством масла в диапазоне 4% — 5%.

Двигатели фанфлаев и вертолетов обычно нуждаются в большем количестве масла, 4-тактные двигатели — в меньшем. Большинство авиамоделистов может удивить тот факт, что модельные автомобильные двигатели, предназначенные для соревнований высокого ранга, используют топливо с содержанием масла, выраженным одной цифрой, при том, что они работают в диапазоне 40,000 — 50,000 оборотов в минуту, и не имеют никакого вентилятора для охлаждения! Как факт, они будут едва двигаться на правильном топливе для самолета.