С рассветом прибыв на импровизированный сезонный полигон, мы попарно расселись по машинам. На сей раз в нашем распоряжении оказались полноприводные «четверки» с наддувными 1,8-литровыми бензиновыми двигателями мощностью 150 л.с.
Первую половину дня мы под неусыпным оком инструкторов тренировались в базовых упражнениях (ну, к примеру, той же «переставке» при экстренном торможении), только теперь уже на льду. Это не простая формальность — к поведению авто на покрытии с низким коэффициентом трения необходимо было привыкнуть. Но основной упор был сделан на отработку навыков движения в управляемом заносе.
Это оказалось, пожалуй, наиболее сложной задачей. Дело в том, что полноприводный автомобиль хоть и имеет значительно более широкие по сравнению с моно- приводным возможности для передвижения по зимним дорогам, но отличается несколько более сложным алгоритмом управления в предельных режимах.
Физика процесса приблизительно такова: при большей, чем допустимо, скорости вхождения в поворот и сильно вывернутых передних колесах неминуемо развивается снос автомобиля (ярко выраженная недостаточная поворачиваемость). Попытка «сломать» (т. е. ввести в занос) машину путем резкого открытия дроссельной заслонки (тут нужно оговориться, что для проведения подобных маневров любая система стабилизации должна быть дезактивирована) никакого эффекта не дает — автомобиль продолжает сносить. Это происходит потому, что угол между векторами силы инерции и силы тяги от прикладываемого крутящего момента к управляемым колесам слишком велик, вследствие чего их суммирующая сильно отклонена от траектории движения. Все это усугубляется низким коэффициентом трения на льду, что приводит к пробуксовке колес. На задней же оси эти векторы естественным образом совпадают, то есть ее колеса как бы стремятся вытолкнуть машину наружу поворота.
Выход из данной ситуации один — быстрым движением руля максимально приблизить на- праапение передних колес к направлению движения автомобиля и одновременно увеличить подачу топлива. Но при этом надо быть готовым к заносу, ведь передние колеса, восстановившие сцепление с дорогой, находятся в лучшем контакте с покрытием, чем задние, на которые еще действует боковая состаатяюшая. В результате автомобиль начинает «ввинчиваться» внутрь траектории. проявляя избыточную пово- рачиваемость. Теперь самое главное, правильно управляя рулем и газом, не дать заносу развиться сверх меры, чтобы машину не развернуло на 180° и более.
На словах все вроде бы легко и просто, но на деле преодолеть психологический барьер и заставить себя в правом повороте резко вывернуть колеса влево с первого раза удастся не каждому.