Святилище с обходным коридором, трехсторонним (П-образным) или замкнутым, было характернейшим и распространенным признаком храмовых зданий Средней Азии (да и всей Центральной Азии и Среднего Востока) с давних, еще античных времен. Это каноническое устройство, рассчитанное на ритуальные процессии верующих вокруг святыни, употреблялось в сакральных сооружениях разных религий по меньшей мере с первых веков н. э, — оно есть уже в ахеменидском храме в Сузах, дворцовом храме парфянской Хатры, сасанидском храме огня в Бишапуре и других сасанидских святилищах типа «чортак»; его характерный и ранний обра — зец — храм огня Сурх Котал в Северном Афганистане (1—2 вв. н. э.). В Индии храмы этого типа, посвященные местным традиционным религиям, строились в течении многих веков такси в афинах цены. В эпоху раннего средневековья эта архитектурная тема, долгое вря — мя остававшаяся на обширных пространствах Азии межконфессиональной, была, по-видимому, локализована в буддийских культовых сооружениях, где процессии верующих вокруг святилища оставались важнейшим ритуалом богослужения. С этим ритуалом связано, вероятно, и устройство сквозных обходных коридоров вокруг дворов Аджина-тепе: в одном из них роль святилища исполнял ступа, а в другом, может быть, несохранившееся культовое изваяние.
Что касается часовни во дворце Кафыр-кала, то ее буддийская принадлежность доказана, помимо того, сюжетами и стилем настенных росписей, местами сохранившихся в святилище, обходном коридоре и на западном фасаде по сторонам входа, — в святилище, например, уцелело изображение головы Будды с ее обычными аксессуарами. Исследователи находят, что стилистика и живописная манера украшавших часовню росписей прямо аналогичны живописному убранству монастыря Аджина-тепе.